Сказочные существа татар
Содержание:
Шурале
Зилант
Пицен
Эбэдэ
Бичура
Убыр
Албасты
Дию пэрие
Белый Волк
Атцыс
Шурале – национальный татарский персонаж, лесной житель. Этим существам издавна приписывали различные сверхъестественные возможности. Выглядят шурале, по мнению татар, как однорукие и одноглазые низкорослые существа, которые способны изменять размеры собственного тела, имеют длинные пальцы и соски, а также небольшой рог на лбу. Считается, что шурале смешливы по натуре, также любят смешить людей, часто убивают их или домашний скот щекоткой, уводят лошадей из табуна и загоняют их до смерти. Позже шурале начали называть лешим или оборотнем, постепенно образ утратил свои негативные черты и превратился в вполне безобидного лесного жителя, имеющего своеобразные привычки, но тем не менее, весьма доверчивого. Также считается, что шурале имеет только половину души, а потому часто вселяется в людей и питается их эмоциями (страхом или удовольствием), способен принимать облик совы и имитировать ее голос. Имеют некое сходство со славянскими лешими, охраняют лес, деревья и растения, не любят незваных гостей.
Зилант (от татар: jылан – змея) – татарский аналог Змея Горыныча. Выглядит как дракон, имеющий две головы: змеиную и воловью. Считается также, что драконы имеют крылья, бессмертны и обладают тайными знаниями, являются хранителями рек, земель, знают секреты плодородия. В образе соединяются два образа: птичий и змеиный. По преданиям, Зилант обитал на горе, земли вокруг этой горы были очень плодородны и кишили змеями. Местные жители уничтожили всех змей, после чего Зилант покинул гору и переселился в другую местность. Позже змей был побежден храбрым богатырем, который и сам погиб в этой битве. В 1730 году Зилант появился на городском гербе Казани.
Пицен – дух, хозяин леса. Считается, что может в равной степени как приносить удачу, так и причинять зло, приводя людей в лесные дебри. Появляется в образе старца с посохом и котомкой за плечами, но может принимать и облик зверей. Живет чаще всего в заброшенных избах, любит лошадей, но иногда мажет их гриву смолой. Могут представляться в образе красивой женщины, завлекать мужчин и женить их на себе.
Эбэдэ – безвредный лесной дух, являющийся в образе старушки.
Бичура (тат. Biçura) – мифическое существо из сказок и мифов, аналог домового. Представлялся как человек небольшого роста в красной рубашке. Бичура является персонажем нескольких татарских литературных произведений и сказаний. Постоянно выполняет поручения хозяев, приносит в дом сокровища и деньги. Не может без работы, а потому постоянно донимает хозяев, которые чаще всего предпочитают дать ему невыполнимое задание, тем самым избавившись от надоедливого домового. Уходя из дома, бичура начинает сразу же искать себе другого хозяина, при этом забирает с собой все богатства, которые принес в дом к прежним хозяевам.
Убыр – кровожадное, демоническое существо, дух умершего колдуна или неспокойная душа самоубийцы, часто селится в теле колдунов. Особую опасность представляет для беременных женщин, так как может похищать младенцев из утробы и прятать их от матерей. Ночью дух способен покидать тело колдуна, при этом принимает образ огненного шара или животного, а также человека, который сзади не имеет тела. Ворует детенышей скота, пьет у животных кровь и молоко, насылает болезни. После смерти колдуна живет в его могиле и продолжает наводить страх на людей. Считалось, что для того, чтобы убить Убыра, нужно вбить в его могилу дубовый кол или же вонзить в ступню умершего иглу. В образе старухи в какой-то степени может соответствовать славянской Бабе –Яге.
Албасты – демонические персонажи. Представляются в образе нагой, уродливой женщины с длинными волосами желтого цвета и обвисшей грудью. Иногда в образе присутствовал третий глаз или длинные, скрюченные ногти. Албасты охотятся на маленьких детей, если им удается накормить ребенка своей грудью – ребенок умирает, также албасты вредят беременным женщинам. Для защиты от албасты рекомендовалось прикреплять к изголовью кровати или на одежду женщин и детей булавку.
Дию пэрие – низшие духи. Существует их две разновидности: дэвы и пери. Живут дию пэрие под землей или на дне моря, где у них есть свои города и царства, по земле же они передвигаются, оставаясь невидимыми для людей, хотя и могут приобретать человеческий облик. Заводят людей к себе в гости, кормят их и поят, насылая на них наваждение. Также дию пэрие считались покровителями ветров и вели образ жизни, сходный с людским.
Белый волк – считается прародителем татар, спас народ от гибели, когда татары заблудились в горах, был способен превращать врагов в каменные идолы. Волк являлся существом, обладающим сверхъестественными способностями, достигал в длину 60 метров. В татарских сказках также встречаются образы волчиц, способных превращаться в прекрасных девушек.
Атцыс – злой демон, возникающий по ночам перед путниками в различных образах: дерева, стога сена, воза или огненного шара. Пользуясь удобным моментом и усыпив бдительность, душит странников.