История о происхождении татар
На протяжении сотен лет на берегах великих рек Волги, Белой и Камы живет народ, который называют поволжскими татарами. Этот народ славится своим землевладением и искусными ремесленниками. Из поволжских татар вышли такие известные поэты и писатели, как Габдулла Тукай, Г. Ибрагимов, Муса Джалиль, ученые М.Курабнгалеев, Г. Камай, Р.Сагдеев.
Что же это за люди – народ татарский? Татары Приуралья и Среднего Поволжья в основном формировались в пределах Нижнего Прикамья и Среднего Поволжья. Именно здесь образовалось этническое ядро татар, здесь жили их предки, консолидировались в различные народности и здесь же они окончательно сформировались в нацию. Корни этих процессов уходят в самое глубокое прошлое.
Происхождение татар
Сам татарский народ обычно увязывает свое прошлое с историей Булгарии. Это государство существовало на протяжении 5 веков и располагалось на берегах Камы и Волги. Предания, бытующие в среде казанских татар, а также татар-мишарей и сейчас довольно ярко подчеркивают некую историческую преемственность их предков с булгарами, как и с родственными им буртасами. Предания гласят, что Буртас и Булгар были родными братьями, сыновьями богатыря Алпа, который, в свою очередь, являлся братом Тюрка. Эта легенда, которая зародилась задолго до монгольского нашествия, и есть первая попытка ответа на спорный вопрос об историческом происхождении предков современных татар.
Позднее, близкое родство казанских татар с булгарами отмечали также и различные русские источники. Старинные русские летописи 16 века, особенно Никоновская, четко отождествляла казанских татар и булгар. «На Болгары рекше на Казань», «Болгары глаголемы казанцы», такие слова частенько встречаются на страницах древней летописи. Это отождествление казанских татар и булгар отразилось даже на титулах русских царей, которые ознаменовали присоединение Казани к государству Русскому включением такого титула, как «Царь болгарский» (от Ивана Третьего до Ивана Четвертого), или «великий князь болгарский» (последующие русские императоры).
Наряду с этой версией, в 15-16 веках возникает и другое предположение о происхождении татарского народа. Некий безымянный автор, написавший памятник письменности – «Казанскую историю» в середине 16 века, считал, что казанские татары сформировались из тех татар, которые ещё в 14 веке «начаша збираться ко царю… от различныя страны: от Златой Орды до Асторохани, и от Крыма до Азова». По словам этого неизвестного историка, в Казани основалась новая Орда, однако, это было версией, очень удобной верхушке феодальной знати ханства, в особенности той, которая была связана с расколовшимися золотоордынскими ханами.
После того, как Казань пала, в середине 16 и в 17 веках, эта версия распространялась в виде эпосов и легенд, которые воспевали золотоордынских и монгольских ханов (сказание о Чингиз – хане, сказание об Аксак-Тимуре) и их ближайших ставленников (эпос об Идегее). В этих писаниях восхвалялись татаро-монголы и возвеличивались державы, основанные ими. Таким образом, предпринимались серьезные попытки отождествить поволжских татар с золотоордынскими татарами.
Так и возникли две самые основные теории истории происхождения Татарского народа, которые дошли до наших дней. Самая первая теория, которая утверждала прямое родство казанских татар и древних булгар, была развита в 17 веке целым рядом прогрессивно настроенных общественных деятелей татарского народа и русских историков. К людям, продвигавшим эту версию в то время можно отнести И. Березина, К. Карамзина, В. Григорьева, Н. Чернова, К. Насыри, М. Аитова, Ш. Марджани и многих других. Наиболее четко и определенно выразил эту версию Н.Г. Чернышевский, который считал, что нынешние татары являются прямыми потомками племен, которые жили в тех местах задолго до хана Батыя и были, как и русские, им впоследствии покорены. Интересно, что этой логичной теории противоречит тот факт, что исконный татарский язык никак не относится к языкам булгарской языковой группы, единственный из до сих пор живых языков той древней группы – чувашский.
В 18-19-ых веках, вновь возобладала теория, которая увязывала происхождение татар, и прежде всего, именно казанских татар, с золотоордынскими татарами, а уже через них – с татаро-монголами, жившими в далеком 13 веке. Таким мнениям способствовала весьма слабая изученность культуры и языка поволжских татар, малое количество письменных источников, а также и официальная политика, которую проводил в то время царь. Поборники этой теории полагали, что Золотая Орда нашла свое прямое продолжение в лице Казанского ханства, а казанские татары – это всего лишь потомки татар-завоевателей, которые разрушили Волжскую Булгарию и восстановили свое господство в Казани.
До сих пор ученые оспаривают обе теории, и единодушного мнения об исторических корнях татар нет. Периодически, найденные в процессе археологических раскопок памятники татарской культуры, указывают то на одну из версий, то на другую, до настоящего времени не удалось найти ни одного документа, который бы описывал историю татарских племен задолго до того, как эти племена были покорены ханом Батыем.